Высокое качество и доступные цены
Звоните, договоримся
г. Краснодар, ул.Восточно-Кругликовская 34
2741384@bk.ru
kubants@inbox.ru
8-800-100-84-41 Бесплатно по России

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест Краснодар

В настоящее время аттестация рабочих мест называется специальная оценка условий труда (СОУТ).Более подробно узнать стоимость можно  на этой странице  или позвоните нам.

Согласно законодательству РФ, рабочие места должны соответствовать установленным условиям охраны труда. Общий порядок выполнения аттестации рабочих мест труда утверждён Министерством Соцразвития РФ, включая требования по оформлению результатов и требования к использованию аттестации. Требования, по которым делается аттестация рабочих мест в 2014 году, вступили в силу 26.02.2013. Согласно данному требованию, аттестация рабочих мест 2014 отличается от предыдущих, ей подлежат только рабочие места, имеющие угрозу для здоровья и самой жизни работников. Критерии оценки опасных условий труда определяются аттестационной комиссией. Проводятся разные виды аттестации: первичная, повторная и внеплановая. При организации рабочих необходимо провести аттестацию (кроме тех, которые не подлежат аттестации).

Услуга по организации и проведению аттестации рабочих мест

Организация аттестации рабочих мест должна начинаться с создания комиссии, в которую должен входить представитель работодателя. Издаётся приказ работодателя или коммерсанта о проведении аттестации, с приказом должны ознакомиться члены аттестационной комиссии и все перечисленные в приказе лица. Провести аттестацию может только аккредитованная организация. В ходе самого проведения аттестации рабочих мест необходимо делать оценку на соответствие государственным нормам условий труда. Оцениваются факторы трудового процесса, проводятся необходимые измерения вредных факторов и качества среды на рабочем месте. После оценки качества рабочего места составляется отчёт о проведении аттестации. Аттестационная комиссия контролирует проведение работ на всех этапах, организация аттестации рабочих мест предполагает изучение релевантных нормативно-правовых документов. Каждому рабочему месту должен быть присвоен уникальный номер и составлен их перечень, также составляются карты аттестации. Перечень рабочих профессий должен соответствовать штатному расписанию. Выделяются аналогичные рабочие места по ряду признаков, включающих выполнение одинаковой работы. Услуга по аттестации рабочих мест включает составление отчёта.

Аттестация рабочих мест труда

Новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда начал действовать с 1 сентября 2011 г. Он был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок). В новом документе предусмотрен более детальный регламент проведения аттестации, состав участников комиссии, их обязанности и требования.
Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда.
Аттестация мест работников по условиям труда представляет собой комплексную оценку рабочего места на основании трудовых условий.
Цели, закреплены в ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ):
— обнаружение вредных или опасных факторов на производстве;
— осуществление мероприятий устранения недостатков и приведения трудовых условий в соответствие с нормами законов.
Правовые основания.
Помимо нового Порядка, аттестация рабочих мест и порядок ее проведения регулируется нормами ТК РФ

Новые обязанности работодателя.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить и поддерживать безопасные условия труда работников и способствовать охране труда. Для выполнения этих обязанностей работодатель должен предпринимать определенные действия и меры, среди которых проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Установкой правил аттестации рабочих мест занимается федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по нормативному регулированию и разработке государственной политики в области трудовых отношений. Это положение закреплено в ст. 209 ТК РФ. Сегодня таким государственным органом является Минздравсоцразвития России, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.
Минздравсоцразвития России разрабатывает изменения в статьи 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Если изменения будут внесены, то к обязанностям работодателей добавиться обязательно сообщение в ФСС РФ о результатах, полученных в связи с проведением аттестации условий труда, а также проведенных медицинских осмотров сотрудников.
Дополнительно законопроект предусматривает расчет надбавки к страховому тарифу. Такая надбавка или скидка будет рассчитываться по итогам деятельности организации за 3 года. Учитываться будут состояние охраны труда, результаты аттестации рабочих мест и проведение обязательных медосмотров работников. Сейчас в расчет принимается только 1 год.

Аттестация рабочих мест

В соответствии с п. 3 Порядка результаты проведенной аттестации условий рабочих мест используются в следующих случаях:
— контролирование состояние условий работы сотрудников;
— использование скидок и надбавок к тарифу по страхованию в случае получения травмы на производстве;
— составление списка работников для обязательного медосмотра;
— обеспечение всех работников средствами индивидуальной защиты;
— установление размера ежегодного дополнительного отпуска, сокращение продолжительности времени работы, повышение заработной платы для сотрудников на тяжелой работе и находящихся в опасных или вредных условиях труда;
— установление соответствия между наименованиями профессий (занимаемых должностей) с их названиями в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и пр.
На кого возложено проведение аттестации.
Согласно пункту 1 Порядка независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предприятий, проводить аттестацию обязаны работодатели:
— юридические лица;
— индивидуальные предприниматели.
Требования Порядка не действую на работодателей – физических лиц, которые не являются предпринимателями.

Проведение аттестации рабочих мест

Сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливаются работодателем самостоятельно. При этом ему необходимо учитывать п. 8 Порядка, в котором указано, что каждое рабочее место должно обязательно подвергаться аттестации раз в пять лет. С учетом новых изменений это положение осталось в силе. Однако в новом Порядке установлено, что пятилетний срок необходимо отсчитывать от даты предыдущей аттестации. Датой проведения аттестации места работы считается дата издания приказа по утверждению членов комиссии по аттестации и графика ее проведения.
Согласно Порядку аттестация вновь созданных рабочих мест проводится не позднее 2-х месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. Для сравнения в предыдущем Порядке в пункте 7 было установлено проведении аттестации организованных рабочих мест сразу после ввода в эксплуатацию.
Внеплановая аттестация.
С началом действия Порядка введено понятие внеплановой аттестации. Согласно п.47 и п. 48 Порядка она проводится в следующих случаях:
— при вводе в эксплуатацию вновь созданных рабочих мест;
— по результатам проведения государственной экспертизы условий труда работников, для целей оценки качества процедуры аттестации;
— в момент проведения мероприятий, связанных с приведением условий труда в соответствие с требованиями положений законодательства по охране труда, а также мероприятий улучшающих условия работы;
— замены оборудования на производстве;
— изменения процессов технологий в работе;
— изменения коллективных защитных средств.
Оформление результатов внеплановой аттестации происходит в общем установленном порядке. После аттестации для каждого рабочего места создается специальная карта, в которой учтены все дополнения и изменения рабочего места.

Рабочие места.

В пункте 4 Порядка установлено, что аттестованы должны быть все рабочие места в организации. В тоже время в некоторых случаях проведение процесса аттестации, связанного с измерениями и оценкой факторов трудового процесса и рабочей среды могут быть не безопасными для специалистов и сотрудников, которые осуществляют оценку. В таких случаях выносится решение, в котором мотивируется невозможность проведения аттестации по причине отнесения условий труда на рабочем месте, к опасным. Такое решение выносится в письменной форме и подписывается всеми членами комиссии. После оно прилагается к аттестационным материалам.
Аналогичные рабочие места.
В законодательстве используется понятие аналогичные рабочие места. На таких рабочих местах оценка производственных факторов проводится с учетом данных, полученных на аттестации. Причем за основу берется 20% аттестованных рабочих мест, более 2-х.
Рабочие места считаются аналогичными при следующих условиях:
— должности и профессии называются одинаково;
— проводятся однотипные технологические процессы в одном режиме работы. При этом должны выполняться одинаковые профессиональные обязанности;
— на рабочих местах используется оборудование, приспособление, инструменты, сырье и материалы одно типа;
— работа осуществляется в однотипном помещении или на открытом воздухе;
— устанавливаются однотипные системы вентиляции, освещения , отопления и кондиционеры;
— на рабочих местах имеют одинаковое расположение оборудования или транспортные средства и пр.
— вредные или опасные вещества от производственных факторов одной степени и класса;
— средства индивидуальной защиты одинаковы (данный пункт был введен в новый Порядок)
Если все вышеперечисленные условия имеют место быть, то рабочие места считаются аналогичными. В случае, если хотя бы одно место не признается аналогичным, оценены должны быть все места, 100-процентно. После необходимо создать новый перечень рабочих мест для проведения аттестации.
Если места признаны аналогичными, то на все рабочие зоны заполняется единая аттестационная карта по трудовым условиям. В соответствии с пунктом 40 Порядка, если для одного рабочего места из 20% аналогичных, устанавливаются определенные условия труда, а также мероприятия, улучшающие их, они применяются ко всем подобным местам.

Нестационарные рабочие места.

Для нестационарных рабочих мест проводится аттестация в ином порядке. Для начала необходимо определить стандартные технологические процессы и набор вредных или опасных факторов на производстве. Экспертным методом определяется время для выполнения каждой операции. За основу берутся локальные нормативные акты. Опрашиваются работники и непосредственные руководители производства.

Ответственность.

Согласно пункту 52 Порядка ответственность за проведение своевременной аттестации, а также полноту и достоверность, представленных сведений в государственную инспекцию по охране труда несет работодатель. Ответственность за правильность оценок и осуществление достоверных измерений возлагается на работодателя и организацию, проводившую аттестацию.
Эта норма введена в действие новым Порядком.
Ответственность за нарушение положений законов о труде и его охране закреплена в кодексе об Административных правонарушениях. В данном случае привлечение к ответственности будет осуществляться по ст. 5.27 КоАП РФ. Должностные лица организации понесут наказание в виде штрафа в пределах 1000 – 5000 руб. При этом если лицо привлекается за аналогичное правонарушение повторно, то он может быть дисквалифицировано на срок 1-3 года. Если работодатель является предпринимателем, то ему придется заплатить штраф 1000 – 5000 руб. либо его деятельность будет приостановлена на срок до 90 дней. Штрафные санкции для предприятий варьируются от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней.
Распределение обязанности во время проведения мероприятий.
Преимуществом нового порядка является более четкое распределение обязанностей между всеми участниками . Оценка рабочих мест проводится совместно аттестующей организацией и работодателем. С такой организацией заключается гражданско-правовой договор (п. 6 Порядка). Раньше организацию, проводящую аттестацию привлекали в случае необходимости.

Комиссия и ее состав.

Согласно новому Порядку аттестационная комиссия создается работодателем. Им определяется порядок работ проводимых в процессе аттестации.
В соответствии с пунктом 10 Порядка в состав аттестационной комиссии должны входить следующие участники:
— лица, представляющие работодателя. Ими могут выступать руководители подразделений, специалисты по кадрам, заработной плате и труду, юристы и пр. Из них будет назначен председатель аттестационной комиссии;
— специалисты в области охраны труда;
— представитель выборного органа первичной организации профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников;
— представители от аттестующей организации.
Согласно пунктам 14,20, 29 Порядка члены комиссии оценивают условия труда на предмет их соответствия требованиям государственных нормативов по охране труда.
В Порядке появились нормы в отношении организаций малого бизнеса и микропредприятий. При проведении у них аттестации состав комиссии будет сокращенным.
Согласно п. 10 Порядка в такую комиссию входят:
— работодатель или его представитель;
— представитель от аттестующей организации;
— представитель от профсоюзной организации или другого органа, представляющего интересы работников, при их наличии;
— представитель организации или специалиста, которые привлечены работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения обязанностей по охране труда.
Обязанности комиссии . Согласно пункту 12 Порядка, а также в соответствии с 211 ТК РФ в обязанности комиссии входят следующие действия:
1. Осуществление руководства и контроля проведения аттестации.
2. Формирование комплекта необходимых законодательных нормативов и локальных актов, документов организационно-распорядительного и методического характера, а также организация их изучения.
3. Составление перечня рабочих мест, которые подлежат аттестации. Образец перечня указан в Приложении N 1 к Порядку.
4. Подготавливать предложения по установлению соответствия между наименованиями профессий и должностей сотрудников с наименованиями в ЕТКС работ и профессий рабочих.
5. Присвоение каждому уникального номера по порядку. Количество знаков в номере не должно превышать 8-ми.
6. Заполнение и подписание аттестационных карт.
7. При необходимости подготавливать предложения о внесении изменений или дополнений в трудовой договор по следующим обязательствам работодателя:
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
— установление приемлемого сочетания режима труда и отдыха;
— обеспечение сотрудников иными гарантиями, а также компенсационными выплатами за работу с вредными или опасными трудовыми условиями.
8. По результатам аттестации необходимо подготовить план мероприятий для приведения условий труда в полное соответствие их нормативным требованиям охраны труда, установленных на государственном уровне.

Аттестующая организация.

Новые Правила более четко и детально определяют требования к организации по аттестации. Такой организацией является юридическое лицо, получившее аккредитацию в порядке, указанном в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н. Организация проводящая аттестацию рабочих мест на предприятии должна быть полностью независимой от него. Работодатель может привлекать несколько аттестующих организаций. Критерием для распределения работы между ними является количество рабочих мест или виды работ.

С организацией по аттестации заключается договор, согласно которому она выполняет следующие обязанности:
— осуществление измерений;
— проведение оценки на предмет соответствия государственным нормативным требованиям по охране труда условий деятельности сотрудников;
— оформление и подготовка отчета об аттестации;
— представление по требованию работодателя обоснованных мотивированных выводов по результатам оценки.

В период аттестации в перечень действий независимой аттестующей организация входит следующее:
— определение методов проведения оценок и измерений, персональный и количественный состав специалистов, осуществляющих измерения и оценку;
— полное исследование документации по организации работы для обеспечения требований охраны труда на предприятии, на рабочих местах которого проводится аттестация;
— запрашивание и получение у работодателя или его представителя объяснений по возникшим в процессе аттестации вопросам.
Организация имеет право отказаться от аттестации, если работодатель не представит необходимую документацию, а также если он откажется обеспечить установленные нормативами условий осуществления оценок измерений.
Процесс проведения аттестации.
Комиссия оценивает условия труда на предмет их соответствия государственным нормативным требованиям в области охраны труда.
Для этих целей проводится последовательная оценка:
— соответствия трудовых условий нормативам гигиены;
— опасности получения травм на рабочих местах;
— должного обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ);
— комплексная оценка условий работы на местах.
Оценка по нормативам гигиены.
Согласно пункту 15 Порядка члены комиссии оценивают имеющиеся на рабочих местах факторы трудового процесса и производственной среды, соответствующие для оборудования и технологического процесса, применяемых на аттестуемых местах. Формирование перечня таких факторов, подлежащих оценке, происходит на основе требований государственных нормативов охраны труда, а также характеристик производственного оборудования и технологического процесса, используемых сырья и материалов и результатов ранее сделанных измерений показателей вредных или опасных факторов на производстве. Здесь учитываются и предложения работников.
Для проведения оценки используются инструментальные измерения. Дополнительно используются штатные производные процессы или штатная деятельность организации, в ходе которых можно проанализировать уровни факторов трудового процесса и производственной среды.
Оценка трудовых условий на предмет соблюдение гигиены проводится согласно документу «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Р 2.2.2006-05), который утвержден 29.07.2005 Главным санитарным врачом России. В соответствии с этим Руководством выделяется четыре класса опасности и вредности рабочих мест.
Все данные, полученные в ходе оценки гигиены рабочих мест, должны быть отражены в протоколе измерений
Оценка рабочих мест на возможность получения.
Согласно пункту 21 Порядка при оценке опасности получения травм на рабочих местах организация должна исследовать:
1) оборудование на производстве. Оно обязательно проверяется на соответствие и наличие установленных норм:
— комплектность документации к эксплуатации;
— средства защиты персонала от действия движущихся частей оборудования на производстве, а предметов, способных разлететься;
— ограждений составляющих частей оборудования на производстве, повреждение которых повлечет возникновение опасности. Должны быть установлены фиксаторы, блокировки, герметизирующие и другие элементы, сигнализирующей окраски и знаков безопасности;
— сигналы нарушений в нормальном функционировании работающего оборудования в организации, средства остановки в случае аварии, а также устройства, позволяющие исключить возможность опасных ситуаций в результате полного или частичного прекращения снабжения электричеством и последующем его восстановлением, повреждения в цепи управления энергетического снабжения (самопроизвольный пуск при включении энергоснабжения, невыполнения заданной команды на остановку);
— защита электрического оборудования, проводки от разнообразного рода воздействий;
2) инструменты и приспособления, применяемые при осуществлении техпроцессов;
3) соответствие знаний и подготовки работников в сфере охраны труда установленным требованиям.
Организация, привлеченная для аттестации должна определить соответствие рабочих мест требованиям в области охраны труда, так как их невыполнение может стать причиной получения травмы работником, а также выяснить соответствие рабочих мест:
— требованиям защиты от механических воздействий;
— требованиям защищенности от действия электрического тока;
— требованиям защищенности от значительных скачков температур;
— требованиям защиты от вредного действия химических веществ.
Оценивая получения травм от производственного оборудования, специалисты проверяют техническую документацию, содержащую требования по безопасности при осуществлении работ, проводят осмотр оборудования в процессе штатной работы на предмет его соответствия требованиям действующих правовых актов в области охраны труда.
Приспособления и инструменты осматривают и проверяют на соответствие их состояния требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны труда.
Кроме того, могут провериться наличие деклараций или сертификатов соответствия требованиям безопасности. По результатам оценки опасности получения травм условия труда разделяются по трем классам.
Оценка обеспеченности работников средствами защиты.
После оценки гигиена условий труда и опасность получения травм на рабочих местах, комиссия переходит к следующему этапу — оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Чтобы оценить степень обеспечения персонала СИЗ специалисты организации по аттестации должны:
— сопоставить номенклатуры типовых норм бесплатной обеспеченности работников СИЗ с фактическим их наличием;
— проверить наличие деклараций или сертификатов соответствия СИЗ работников;
— проверить выполнение порядка обеспечения сотрудников СИЗ. Данный порядок установлен Приказом Минздравсоцразвития N 290н);
— оценить на предмет соответствия СИЗ действительному состоянию трудовых условий на местах.
Рабочее место будет считаться соответствующим требованиям обеспечения персонала СИЗ только в случае выполнения всех условий по оснащению работников СИЗ. Если будут выявлено одно или более несоответствий, рабочее место будет признано не соответствующим установленным требованиям. Когда выдача СИЗ предусматривается нормами бесплатного обеспечения работников средствами защиты, установленными действующим законодательством и является необходимой, в связи с условиями труда, оформляется протокол по оценке обеспеченности работников средствами защиты на рабочих местах. Образец протокола можно найти в Приложении №5 к новому Порядку.
При подготовке к аттестации рабочих мест работодатель должен приготовить необходимый пакет документов.

Итоги.

В пункте 36 Порядка установлено, что после получения итоговых данных по аттестации осуществляется совокупная оценка состояния условий на рабочих местах. В нее включаются результаты оценок и измерений, полученных на предыдущих аттестациях.
В таблице № 4 на стр. 102 можно увидеть зависимость между данными оценки аттестации каждого этапа и итоговым решением.
Стоит обратить внимание, что формулировка «условно аттестовано», не используется. В случае отнесения трудовых условий к опасным, организация должна распланировать и реализовать группу мероприятий для снижения воздействия вредных факторов среды.
Отчет в трудовую инспекцию.
В соответствии с пунктом 45 Порядка после окончания аттестации, издания приказа об этом и утверждении отчета аттестации, работодатель обязан в 10-дневный срок направить в инспекцию труда следующие документы:
— общую ведомость по результатам аттестации условий труда на рабочих местах;
— сведения об организации, проводившей аттестацию.
Такие документы направляются в бумажном и электроном виде. На электронном носителе документы также передаются организацией по аттестации в систему сбора федерального уровня для обработки полученных данных и их хранения. До введения в действие нового Порядка работодатель должен был направить в инспекцию следующие документы:
— перечень рабочих мест, в отношении которых проведена аттестация;
— ведомости рабочих мест структур организации, а также результаты их аттестации;
— общую ведомость рабочих мест предприятия и результаты аттестации;
— сведения об организации, привлеченной для аттестации.

Бифилакт биота