Проведение специальной оценки условий труда

 С начала 2014 года в силу вступил закон о СОУТ. Специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться для выявления опасных факторов рабочей среды, которые могут значительно повлиять на состояние здоровья. Данный закон вызывает немало вопросов у работодателей, в связи с чем возникают конфликты и вопросы с контролирующими органами. Давайте постараемся внести ясность в данный вопрос.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте
Специальная оценка условий труда на рабочем месте

 Статья 212 Трудового Кодекса Российской Федерации гласит, что каждый работодатель обязан обеспечивать своих сотрудников безопасным местом работы. Специальная оценка условий труда на рабочем месте – это процедура, которая контролирует выполнение работодателем данного условия. Ранее для выполнения данной цели применялась аттестация рабочих мест, однако после принятия и вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труд» эта процедура была заменена на СОУТ.

 Новые контролирующие мероприятия исполняются для определения наличия факторов рабочей среды, которые могут нанести вред здоровью и жизни. Во внимание принимается не только их наличие, но и количественные показатели опасных и токсических факторов. Итогами СОУТ являются документы, заполненные по единой форме, которые дают следующую информацию:

  • Класс и подкласс опасности рабочей среды;
  • Необходимость в обеспечении сотрудников инструментами и средствами индивидуальной защиты;
  • О положенных работникам финансовой или иной компенсации, которая был установлена государством;
  • Необходимости проведения различных медицинских осмотров;
  • Дополнительных тарифах и взносах в ПФР и Медицинские страховые агентства;
  • Статистические данные об условиях работы на том или ином предприятии;

Обязательность СОУТа

 Закон предусматривает проведение специальной оценки условий труда практически всеми работодателями, однако существует три категории сотрудников, в отношении которых нет необходимости проводить данную процедуру: надомники, удаленные сотрудники, сотрудники, работодателем которых является физическое лицо.

 Установлено, что ответственность за проведение СОУТ лежит на плечах работодателя. Он обязан оплатить данную процедуру финансовыми средствами предприятия. Проверку должна проводить специальная организация, которая имеет соответствующую лицензию. Работодатель обязан заключить с такой организацией гражданско-правовой договор на оказание услуг.

Однако работодатели должны знать, что они могут получить компенсацию за проведение СОУТ за счет налоговых льгот, однако их размер не может превышать 20% от их размера.

 Несмотря на то, что в данный момент действует т.н. называемый переходный период, на некоторых предприятиях СОУТ должна быть проведена в кратчайшие сроки. Для того, чтобы определить допустимые сроки для Вашего предприятия, воспользуйтесь следующей схемой.

Проведение специальной оценке условий труда
Проведение специальной оценке условий труда

 Закон предусматривает проведение специальной оценки как минимум один раз в пять лет. Сроком для отсчета пятилетнего периода является дата утверждения отчета о предыдущей проверке. Стоит помнить, что в тех случаях, если установлено, что на предприятии присутствуют безопасные условия труда (без токсических и иных вредных факторов), то следующая оценка может проходить в упрощенной форме – она будет автоматически продлена.

В иных случаях данная процедура является обязательной, так как существует опасность ухудшения ситуации из-за устаревания оборудования или иных технологических процессов.

Условия внеплановой СОУТ

Статья 17 данного Федерального закона содержит условия, согласно которым необходимо проводить внеочередную проверку условий труда, а именно:

  • Появление новой рабочей единицы (рабочего места);
  • Появления предписания ГИТ о необходимости проведения процедуры;
  • В случаях изменения технологических процессов, замене оборудования или используемых материалов;
  • Произошедший несчастный случай или выявление профессиональной патологии у сотрудников;
  • Поступление требования о проведении СОУТ от профсоюзов;

 Сроком для проведения внеочередной специальной оценки условий труда является 6 месяцев, в течении которых должен быть подписан отчет о проведении, а все сотрудники должны быть ознакомлены с ее результатами в обязательном порядке.

Проведение внеплановой специальной оценке условий труда
Проведение внеплановой специальной оценке условий труда

 Специальная оценка условий труда начинается с процедуры создания специальной комиссии с нечетным количеством участников, которая инициируется руководителем предприятия. В комиссии обязательно должны присутствовать специалисты по охране трудовой деятельности и сотрудник специальной организации, который будет ответственен за проведение всей процедуры. Кроме того, если существует подобное лицо, то в комиссию должен быть введен руководитель профсоюза. Глава комиссии определяется руководителем предприятия – главой может выступать как он сам, так и любой другой член комиссии.

 Для того, чтобы снизить финансовые расходы на проведение специальной оценки условий труда, было введено понятие аналогичных рабочих мест. Законом установлено, что проверка должна проводиться в отношении 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух.

Такими рабочими местами являются такие, которые:

  • Расположены в единой производственной зоне;
  • Используют однотипное оборудование, вентиляцию и другие приборы;
  • Труд сотрудников носит однотипный характер;

 Как показала практика предыдущих лет, оценка лишь 20% аналогичных рабочих мест позволяет дать адекватную оценку, однако размер затраченных финансовых средств значительно снижается, что благоприятно влияет на экономическое состояние оцениваемого предприятия.

Всегда ли необходимо привлекать спец организации для СОУТ?

 Для проведения СОУТ компания обязана заключить договор о проведении данной процедуры с организацией, которая имеет лицензию на осуществление соответствующих проверок. Задачей специалистов вышеупомянутых компаний является идентификация вредных и опасных факторов труда.

 Их специалисты обязаны выявить и определить, могут ли эти факторы нанести какой-либо вред здоровью сотрудников. Если да, то каким именно образом и насколько вредными будут последствия работы в подобных условиях. Наименование соответствующих опасных факторов приведено в приказе Министерства Труда.

 Для начала производится процедура идентификации опасных факторов. Если они не были обнаружены, то последующая, более тщательная проверка не проводится. Количественная оценка факторов на более поздних этапах используется для присуждения предприятию класса опасности, на основании чего работодатель будет обязан компенсировать сотрудникам работу в опасных условиях.

 Кроме того, после проверки специалист контролирующей организации может предоставить список мероприятий, которые могут снизить влияние опасных факторов на здоровье сотрудников. Стоит понимать, что данные рекомендации носят обязательный характер, т.е. предприятие обязано выполнить их в полном объеме.

 Итак, не смотря на то, что данный ФЗ действует чуть более двух лет, за этот короткий период удалось достичь немалых успехов в контроле и улучшении условий работы на различных предприятиях. Специалисты Министерства Труда отмечают, что данная тенденция сохранится в последующих годах, а после начала 2019 года будут видны значительные результаты в данной сфере в связи с окончанием переходного периода.

Проведение специальной оценки условий труда
 
Scroll Up