Проведение специальной оценки условий труда

 Процедура аттестации рабочих мест была заменена в 2014 году, будучи замененной на специальную оценку условий труда. АРМ являлась морально и технологически устаревшей процедурой, так как она была разработана еще в советские времена. Тогдашние технологии не могут адекватно измерить уровень опасных и вредных факторов, которые наносят вред здоровью сотрудников.

 В Российской Федерации сегодня зарегистрировано более 20 млн. работников, чьи должностные обязанности связаны с работой на опасных предприятиях. Все это становится причиной увеличения количества профессиональных заболеваний на предприятиях на значительные величины (до 10 тысяч человек ежегодно).

 Старая процедура контроля условий работы позволяла определить вредные условия, однако их улучшения не наблюдалось. Менее чем за два года после введения в силу Федерального закона №426 «О проведении специальной оценки условий труда» удалось достичь немалых результатов, в основном из-за обязательности выполнения рекомендаций по улучшению рабочих условий.

 Несмотря на то, что на сегодняшний день действует так называемый «переходный период», ответственность за не проведение специальной оценки условий труда достаточно серьезна. Кроме того, были введены в действие новые нормативные положения. Так, например, была введена в действие дифференцировочная система разделения условий труда, а также штрафных санкций, которые работодатели обязаны выплачивать за ряд правонарушений в отношении своих сотрудников.

 Таким образом, работодатель может понести наказание за отсутствие медицинских осмотров, средств индивидуальной или общественной защит и т.д. за каждый выявленный факт нарушения. Такая система была введена впервые после советской системы, что позволило достичь серьезных результатов. Прошлая версия закона подразумевала единый фиксированный размер штрафных санкций за любой вид нарушений статей Трудового кодекса Российской Федерации.

 На сегодняшний день установлены следующие суммы штрафных санкций. Финансовая ответственность за непроведение специальной оценки условий труда составляет суммы от пяти до десяти тысяч рублей для должностных лиц, те же суммы для индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц – от 60 до 80 тысяч рублей.

 Если контролирующими органами были выявлены повторные факты нарушения законодательства, то для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей суммы штрафов составляют от 30 до 40 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 дней, а для юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей. Не стоит забывать, что штрафы могут суммироваться за различные нарушения, а их сумма достигать полумиллиона рублей.

 Ответственность несут даже те организации, которые выполняют специальную оценку условий труда. Так, например, если было отмечено нарушение процедуры проведения СОУТ, то специалист организации может быть оштрафован на сумму от 20 до 30 тысяч рублей, а юридическое лицо (организация) – от 70 до 100 тысяч руб. Кроме того, согласно современной версии законодательства, эксперты контролирующих организаций могут быть привлечены к административной ответственности, что является по сути нонсенсом для юридической сферы Российской Федерации.

 Выявленные аналогичные факты нарушения норм проведения СОУТ будут караться штрафными санкциями на суммы до двухсот тысяч рублей или приостановлением деятельности на сроки до 90 суток.

 Стоит понимать, что ответственность для контролирующих организаций и их специалистов была введена для актуализации важности проведения процедуры. Подразумевается, что таким образом все стороны подобных отношений смогут осознать важность проведения данной процедуры и выполнения всех рекомендаций по улучшению рабочей среды. Более того, если результаты проведения специальной оценки условий труда не будут соответствовать реальности, то ответственность будет разделена между всеми сторонами. Степень вины будет определена в ходе соответствующей проверки, которую выполняет комиссия Роструда.

 Новые законодательные акты были введены в действие в 2015 году, однако на сегодняшний день действует т.н. «переходный период», который необходим работодателям для подготовки документации и проведения СОУТ согласно новому закону. В полную меру закон начнет действовать с 1 января 2018 года.

 Многие работодатели отмечают, что избегание затрат на проведение специальной оценки условий труда является неэффективным, так как штрафные санкции представлены значительными суммами. Кроме того, на тех предприятиях, где были выявлены безопасные условия труда, нет необходимости каждые пять лет проводить СОУТ – для них будет действовать облегченная процедура. Дополнительных тарифов для различных фондов и компенсации для сотрудников также не будет приложено для подобных рабочих мест.

Проведение специальной оценки условий труда
 
Scroll Up